Город: Казань
Главная > О банке > СМИ о банке

Айдар Хамидуллин: «Дело за малым»

Банки снова заинтересовались малым бизнесом. Только сам бизнес, относится к этому настороженно. По словам председателя правления Банка Казани Айдара Хамидуллина, после кризиса банки и предприниматели должны выстроить отношения на принципиально новых условиях.

Рынок кредитования малого и среднего бизнеса, на первый взгляд, ожил. И портфели у банков начинают расти, и ставки уже близки к докризисному уровню. Однако реально это свидетельствует лишь о небольшой оттепели в охладевших за время кризиса отношениях предпринимателей и банков. Бизнес все еще неохотно идет в банки, а банки не всегда могут удовлетворить его потребности. И с той, и с другой стороны раздаются призывы к «перезагрузке» во взаимоотношениях. Банк Казани одним из первых в Татарстане начал этот процесс.

Деньги есть

Айдар Вильсонович, еще в прошлом году рынок кредитования фактически находился в революционной ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят. Тогда с одной стороны банки испытывали дефицит долгосрочных ресурсов для кредитования. С другой стороны бизнес не был готов вкладываться в развитие и предпочитал пересидеть кризис. Какая ситуация складывается сейчас?

Спрос у бизнеса на кредиты восстановился. Банки со своей стороны накопили ликвидность. Однако это по-прежнему в основном краткосрочные и среднесрочные ресурсы. Долгосрочные ресурсы в банки пришли либо от собственников, либо от государства по различным госпрограммам. Банк Казани, например, работает сразу с тремя из них: программой льготного кредитования малого предпринимательства от Российского банка развития, программой компенсации ставок Инвестиционно-венчурного фонда РТ и Казанской муниципальной программой льготного кредитования. Эти программы позволили снизить стоимость кредитов для бизнеса и привести их к докризисному уровню.

Еще одна усиливающаяся тенденция на татарстанском рынке — рост конкуренции со стороны московских банков.

Друг познается в беде

С чем связна их активизация?

В кризис многие из них стали сворачивать свою деятельность в республике. Многие даже заставляли заемщиков перекредитовываться. Тогда бизнес во многом выручили местные, татарстанские банки: и перекредитовывали, и вместе заемщиками за столом переговоров до последнего искали решения в особо сложных ситуациях. Когда в республике началось оживление, «москвичи» опять активизировались, сначала в отношении крупных предприятий, а сейчас и в работе с малым бизнесом. Зачастую, московские банки имеют доступ к более дешевым ресурсам и могут предложить ставку чуть ниже, чем у местных кредитных организаций. Но, как говорится, друг познается в беде. Кризис наглядно продемонстрировал, кто и как себя ведет в сложной ситуации. А дальше решать самим бизнесменам.

Три крепких посткризисных орешка

Спрос есть, предложение тоже, причем разнообразное. Но большого роста объемов кредитования не наблюдается.

Я бы не стал так категорично заявлять. Растут и объемы, и кредитные портфели. У Банка Казани, например за 9 месяцев этого года портфель кредитов малому бизнесу увеличился на 33%. Но говорить о полном восстановлении рынка пока рано. На мой взгляд есть три посткризисных проблемы, которые сдерживают рынок. Во-первых, бизнес все еще неохотно идет в банки. Банки и раньше были не всегда понятны предпринимателям, а в кризис к тому же произошло ужесточение формальных критериев оценки кредитоспособности. Во-вторых, в этот же период активизировались центры микрофинансирования и кредитные кооперативы. Наконец, в стороне оказался производственный, в том числе инновационный, малый бизнес.

Финансовая обслуга

Что вы имеете в виду, когда говорите, что банки не всегда понятны предпринимателям?

Деятельность банков довольно жестко регулируется Центральным банком. Когда речь идет о больших деньгах, иначе, наверное, быть не может. Поэтому оформление банковских услуг, как правило, связано с проверкой, получением дополнительной информации, подготовкой многочисленных бумаг. В кризис это стало еще заметнее. Людям, не знакомым с внутренними банковскими процессами, кажется что банки просто разводят бюрократию. А у некоторых предпринимателей в голове вообще рисуется образ банка как Лабиринта Минотавра. В действительности сложна сама сфера финансов, и банки как раз наоборот помогают бизнесу разобраться в ней.

То есть, банки — это обслуживающий персонал экономики. К сожалению, об этом иногда стали забывать, в том числе в самих банках. Кризис напомнил. И сейчас нам вместе с бизнесом необходимо выстраивать отношения по-новому.

Поэтому вы ввели принцип VIP-банкинга для малого бизнеса?

Да, его на практике реализует новый отдел клиентского сервиса. Это аналог института продавцов-консультантов в магазинах техники. Специалисты клиентского-сервиса сначала выясняют потребности клиента. Затем они обеспечивают необходимый комплекс услуг, начиная от простого денежного перевода, заканчивая долгосрочной кредитной программой. То есть специалисты клиентского сервиса и консультируют, и берут на себя часть забот клиента. Как в магазине техники, можно, конечно самому ходить вдоль полок и искать, а можно сэкономить время, позвав продавца-консультанта. Он и среди витрин ориентируется, и дополнительную информацию о технике может дать.

Часть услуг, в том числе открытие счета, специалисты отдела клиентского сервиса могут оказывать «с доставкой на дом», в офисе клиента. При этом с бизнесменом работает один индивидуальный банковский консультант, такой «свой человек» в банке.

Это дорогое удовольствие для предпринимателя?

Услуги индивидуального консультанта бесплатные. И на стоимости банковских продуктов они тоже никак не отражаются. То есть, что предприниматель сам бегает со всеми бумагами, что эту головную боль берет на себя специалист клиентского сервиса, стоимость одна и та же.

Фирменный экспресс

Еще одной проблемой, сдерживающей восстановление рынка кредитования малого и среднего бизнеса, вы назвали активизацию кредитных кооперативов. Но это скорее проблема банков, что они уступают в борьбе за клиентов.

Дело не в конкуренции: чем выше конкуренция, тем лучше для рынка и для предпринимателей. Проблема в том, как работа кредитных кооперативов и центров микрофинансирования отражается на развитии малого бизнеса. У них ставки по кредитам для предпринимателей — от 60% годовых. Теперь сравните с той же городской программой. Банк Казани по ней дает льготные кредиты по ставке в четыре раза ниже. Конечно, если бизнесмен понимает, что реально сможет отдавать кредит под 60%, брать такой заем — его право. Но где вы видели бизнес, работающий с такой рентабельностью?

Почему тогда бизнес идет в кредитные кооперативы и центры микрофинансирования?

В кризис многие банки сами отказались от выдачи кредитов до 1 млн руб. Работа с ними та же, что и с большими кредитами, а на кредитном портфеле они существенно не отражаются. Плюс время. Банки уступают по скорости выдачи кредитов небанковским структурам.

То есть сейчас слово за банками?

Да, банки должны предложить собственное быстрое кредитование малого бизнеса. Банк Казани уже идет по этому пути. Сейчас мы выделили отдел экспресс-кредитования. Это особая группа специалистов, которая занимается выдачей только небольших кредитов, до 600 тыс руб. Для них оптимизирована процедура оформления кредита и проверки заемщика. Она занимает 2 дня. На третий предприниматель получает деньги. Ждешь на день дольше, чем в каком-нибудь кооперативе, но проценты в разы меньше. Проблем потом тоже в разы меньше.

Интеллект давит на схемы

Вы сказали, что в стороне от кредитования сейчас остался инновационный бизнес, и это при том внимании, которое инновациям уделяют власти?

Я говорю в первую очередь о малом инновационном бизнесе и модернизации малых производств. Власти очень много делают для инновационных предприятий, но, в первую очередь, для крупных. А как быть мелким компаниям и индивидуальным предпринимателям? «Роснано» не станет различными ИП заниматься: у нее более масштабные задачи. Получается, что поддержка наукоемкого малого бизнеса — задача муниципального уровня, и руководство города понимает это.

Что для поддержки инновационного малого бизнеса делают городские власти?

В рамках той же муниципальной программы малый инновационный бизнес может получить льготный кредит в Банке Казани под 12% годовых (под 17% дается кредит, 5% компенсируется из городского бюджета) в размере до 5 млн руб на срок до 2 лет. Правда, в программе есть еще социальный аспект: предприятие должно исправно платить налоги и зарплату своим сотрудникам.

Конечно, инновационный бизнес нуждается в более долгосрочном кредитовании. В этом году Банк Казани вышел с предложением увеличить срок и размер кредитов по программе для наукоемких предприятий. Также мы предложили создать банк инновационных проектов и экспертный ученый совет для их оценки под эгидой Мэрии Казани. Возможность этих нововведений будет рассматриваться при разработке городской Программы развития малого бизнеса на 2011 — 2014 годы.

Кроме городской программы, у инновационного малого бизнеса есть еще какие-то каналы финансирования?

Банк Казани разработал собственный кредитный продукт примерно на тех же условиях, что и по городской программе. Только срок кредитования по нему больше. В целом мы сейчас стараемся активнее работать с наукоемкими производственными малыми предприятиями.

А такой малый бизнес есть?

Да, конечно. С каждым годом все больше появляется предпринимателей нового типа. В 90-е все хотели найти «схему», которая даст возможность, ничего не делая, получить миллион. А сейчас люди стараются строить бизнес на интеллекте, на труде, а не на сомнительных «схемах». За таким бизнесом будущее. И наша задача подставить ему плечо.

Рустем Фасхиев, «Деловой квартал», № 19, 27.09.2010

Возврат к списку

Обратная связь
или
Отправить
Выбрать файл
Заявка на кредит
Отправить